Основа современной парфюмерии была заложена великими французскими домами, такими как Пуаре, Герлен, Готье, – утонченность и люкс, роскошь и изысканность пришли к нам из Франции. Со Средних веков достоверные исторические документы свидетельствуют, что города Грасс и Монпелье сыграли главную роль в возникновении и развитии парфюмерной индустрии. Это международное значение сохранилось и в наши дни: парфюмеры из Грасса продолжают занимать первые места в профессиональных конкурсах. Рассмотрим же внимательно историю парфюмерии и обратим свой внутренний взор на одно из самых красивых мест Лазурного берега – волшебный город Грасс.
Немного истории Грасс впервые упоминается в исторических текстах 1040 года. Этот чудесный город скоро будет отмечать уже тысячелетие своего существования. Согласно некоторым источникам, название Грасс означает «цветущий». Это объясняется плодородием глинисто-известковых земель, на которых произрастает больше видов растений и цветов, чем на всей территории Франции. Своим возникновением Грасс в большой степени обязан удачному географическому положению. Город расположен в Провансе на высоте 350 м, примерно в 20 км от побережья, он находится на пересечении больших дорог, которые использовались в свое время для проведения товарообмена через горы – viaCastellane. С 1171 года Грасская область включала горные пастбища, где выращивали овец, которые давали молоко, сыр, мясо, кожу. Сначала город получил известность благодаря кожевенному производству и изготовлению масла. В Средние века Грасс заключил торговое соглашение с Генуей – дубленые кожи, вино и масло обменивались на итальянское зерно и кожу.
К 1481 году кожаные изделия грасских ремесленников приобрели мировую славу. В то время город находился под покровительством великих князей и епископов Прованса, позже Франция аннексировала Прованс, и Грасс стал французским городом. Власть в городе удерживалась группой семей, представляющих верхушку местной буржуазии. Благодаря руководству этих семей в Грассе установилась экономическая стабильность и город был избавлен от крупных социальных потрясений. Те же семейства руководили городом во времена империи Наполеона и в период Реставрации.
Влияние итальянского Возрождения В конце Средних веков и в начале Ренессанса чума истребляла целые деревни. Врачи полагали, что принятие ванн вызывает распространение эпидемий чумы – это объясняет характерное для этой эпохи неприятие водных процедур. Популярные тогда публичные бани были закрыты, и так Франция утратила одну из древнейших своих традиций, восходящую к Античности. С этого времени в гигиенических целях стали использовать духи, которые, как считалось, могли уберечь от болезней. Боязнь воды породила в Италии моду заглушать запахи немытого тела духами.
Сначала во Флоренции, а потом в Генуе и Венеции парфюм стал деталью туалета. Необходимость переросла в привычку, привычка превратилась в моду, мода достигла масштаба настоящего общественного феномена, породившего знаменитое королевство «парфюмированной грязи». Екатерина Медичи, королева Франции, сыграла важную роль в развитии парфюмерии, введя эту итальянскую моду во Франции. Тенденция требовала, чтобы все буржуазные или знатные дамы двора пользовались духами, которые ценились тогда на вес золота. Макияж, так же как и парфюм, наносили обильно. Белые, красные, черные краски накладывали несколькими слоями для того, чтобы загримировать нечистое лицо. Утонченные дамы из Франции, Англии, Испании и России следуют примеру Рима и Тоскании, где чрезмерное использование духов считалось признаком хорошего вкуса. Духи наносили от шляпы до ботинок, а также на бумагу для писем, не из особого уважения к адресату, а исключительно для шика! К концу XVIвека все дворы Европы полностью «италинизированы».
«Мастера перчаточники-парфюмеры» Грасса Как только в Грассе обосновались флорентийские мастера перчаточники, в городе стало развиваться производство перчаток из парфюмированной кожи. Введение метода парфюмирования позволило наконец замаскировать отвратительный запах, который оставался после дубления и не позволял аристократам носить кожаные перчатки. Дубильщики Грасса уже прославились благодаря высокому качеству кожи имели хорошую репутацию. С течением времени они улучшили свою технику и стали мастерами в искусстве тонкого кожевенного производства.
Легенда рассказывает нам, что Екатерина Медичи во время одного из своих многочисленных визитов в Грасс получила чудесный подарок от города – парфюмированные перчатки! Мода на такие перчатки быстро распространилась в аристократических кругах. Пропитывать духами стали все предметы, которые могла производить кожевенная промышленность: жилеты, туфли, пояса, кошельки – все было парфюмированно! Это было началом великой эпохи «перчаточников-парфюмеров» в Грассе. Новая возможность – парфюмировать кожу – способствовала быстрому развитию центров по производству ароматизированной продукции как местной, так и зарубежной. Легенда приписывает самим Медичи создание первого перегонного завода в Грассе.
От кожевенного производства к парфюмерии Ароматизированная перчатка была в XVI–XVII веках все равно как сегодня флакон духов: самым галантным, дорогим и благоухающим подарком. Щеголи того времени имели их сотни, поскольку необходимо было следовать моде: перчатки, пахнущие ландышем, – для завтрака, розой – для обеда и жасмином – для ужина. Перчаточники начали требовать право называться «парфюмерами», что оспаривали аптекари и продавцы галантереи. Старая ссора в задней комнате лавки обернулась в пользу мастеров-перчаточников, которые стали под правительством Луи XIVофициальной корпорацией «мастеров перчаточников-парфюмеров» и в дальнейшем, когда ароматизированные перчатки вышли из моды, просто «Parfumeurs». Успех парфюмированных перчаток в конце XVIII века создал основу для быстрого развития цветочных культур на юге Франции, а также для разработки ароматических композиций.
Это развитие было таким стремительным, что незадолго до революции перчаточников-парфюмеров, столкнувшись с кризисом в торговле кожами, постепенно оставили производство перчаток, чтобы сконцентрироваться исключительно на парфюмерии. Обработка сырья для производства парфюмерной продукции быстро стала главной экономической деятельностью региона, слава Грасса распространилась по всей Европе. Из иностранных держав сырье привозили на кораблях в порт Грасса, там же оно и обрабатывалось перед отправкой к месту производства. На окружающих город холмах цвели розы, фиалки, апельсиновые деревья. Доказанный факт, что до конца XVIIвека половина Европы снабжалась эссенциями из Грасса. Город получил статус мировой столицы парфюмерии. С этого времени Грасс стал постепенно развиваться к тому состоянию, в котором находится сегодня индустрия современной парфюмерии.
После французской революции Во время французской революции духи полностью исчезли, так же как короли и королевы, поверженные и обезглавленные. Использование духов считалось опасной провокацией, которая вызывала неприятные воспоминания о монархии и могла поставить под угрозу жизнь того, кто ими пользовался. После революции, во времена правления Директории, общество снова увлеклось роскошью и удовольствиями. Жена первого консула Франции постепенно начала душиться, но очень скромно. Весь период Реставрации сопровождался легкими цветочными запахами. Употребление парфюма снова начало быстро расти, что побудило парфюмеров Грасса возобновить свое производство. С того времени парфюмированный платок со сладкими едва заметными запахами стал единственным женским и мужским аксессуаром, носить который было допустимо в свете. Это начало «платочной парфюмерии», платки всегда носили в руках, они отмечают приход эпохи денди, английских садов, высшего света.
Тогда английский стиль главенствовал во всех сферах жизни. В ту эпоху модники приходили в парфюмерные салоны, чтобы надушить свои перчатки и парики и попрактиковаться в искусстве общения. Мраморные полы, стены, обитые кожей из Кордовы, расписные потолки… бутик создавал идеальную атмосферу для утонченного удовольствия. Немного позже искусство резко вырвалось вперед: Гауди строит в Барселоне, Тулуз-Лотрек рисует танцовщиц «Мулен Руж», Сезанн изображает гору Санте-Виктуар, братья Люмьер изобретают кинематограф. Принцесса Паулина Боргез, сестра Наполеона и жена генерала Леклерга, удостаивала Грасс своими частыми и продолжительными посещениями. Принцесса Паулина обладала редкой красотой и хрупким здоровьем. Даже колокол Грасского собора не звонил, чтобы она могла спокойно отдохнуть во время своего пребывания в городе. Принцесса посещала самых знаменитых парфюмеров города.
Еще сегодня можно видеть в парке, носящем ее имя, скамейку с тремя сиденьями, которую она велела создать из камня для себя и своих компаньонок, чтобы иметь возможность любоваться панорамой города и побережья. Начиная с того времени, город не перестает расти. Одновременно с парфюмерной промышленностью начали развиваться морские курорты и туристическая деятельность, сначала преимущественно в зимние сезоны, из-за своего мягкого климата, а потом и в летние. Стали появляться большие и красивые отели по периметру старого города. Также возникла индустрия развлечений, и Грасс стал курортным местом, высоко ценимым высшими слоями общества.
Парфюмерия и парфюмеры Женщина стала объектом поклонения, а на Всемирной выставке в Париже в 1868 году появился новый способ душиться благодаря изобретению пульверизатора. Облако духов, выпускаемое пульверизатором, произвело настоящую революцию в искусстве ношения духов и навсегда оставило в прошлом использование платков, курильниц и ароматических пастилок для дома. В 1874 году Герлен использовал синтетическую молекулу курамин, впервые полученную из плода дерева кумару в 1866 году, для получения папоротникового аккорда в Jiky. В 1882 году парфюмер Хубиган работал с этой же самой молекулой, создавая знаменитый аромат Fougere Royale.
Синтетическая молекула ванилина, ароматический компонент стручка ванили, в первый раз была использована в 1874 году. Она лежит в основе почти всех ароматов Коти и Герлена. Применение синтетических молекул постепенно изменило профессию парфюмера, добавив в его палитру новые яркие краски. Парфюмерия, основанная на синтезе, означала появление духов, доступных широким слоям населения, поскольку стоимость получения синтетических молекул значительно ниже, чем естественных.
Этот синтез и огромное разнообразие возможностей, которые он предоставлял, выдвинули химическую индустрию на одно из первых мест в экономике Франции. Также развивались технологии обработки естественного сырья: в 1880 году появился новый тип экстракции – экстракция с помощью летучего растворителя. Водяной пар, который применяли раньше, заменили веществами, которые растворяли воски и эссенции растений и цветов. Растворитель, испаряясь, оставлял жирную массу – конкрет, который после промывания в алкоголе давал драгоценную жидкость – абсолю.
«Прекрасная эпоха!» Конец 1920-х годов – замечательный послевоенный период, когда возник новый стиль жизни, который создал особое исскуство жить –«безумное время». Этот период безумств во всех сферах жизни был отмечен радостью и постоянными праздниками. Это начало подъема американского искусства с Фредом Астером и Чарли Чаплином, это также приход джаза и танго… Это эпоха импрессионистов, великих гениев, таких как Пикассо, который основал свое направление в искусстве – кубизм. Наступление «безумного времени» позволило появиться первым легендарным ароматам. Все женщины той эпохи носили Habanitaот Molinardили № 5 от Chanel, запах которого стал символом женской свободы, с его помощью каждая женщина могла без ложной скромности выразить себя как личность.
В ту эпоху феноменального технологического прогресса были сделаны удивительные открытия: появились машины, самолеты, первые станции метро. Worth и Poiret збавили женщин от ношения корсетов. А немного позже Коко Шанель совершила настоящую революцию в моде, укоротив юбки одним взмахом ножниц. Женщины наконец раскрепостились, зародилось движение, существующее и в наши дни, – движение «гарсонов».
Парфюмерия и предприниматели В 1960-е годы на сцену парфюмерии вышло множество талантов, только громкого имени было уже недостаточно для привлечения большего количества покупателей. Создатели ароматов находились в постоянном творческом поиске, во главу угла были поставлены новизна и необычность. Научные достижения позволили получать оригинальные синтетические молекулы, с помощью которых парфюмеры придумывали исключительные и дерзкие запахи для своей эпохи, «творческая война» была развязана к всеобщему благу и удовольствию. Большой популярностью тогда пользовались Diorissimoот Dior, Vetiverот Carven, Madame от Rochas и еще Cabouchardот Gres. В те годы почти все ароматы создавались по ассоциации с образами высокой моды, символами престижа.
Это послужило началом индустрии роскоши, парфюмеры того времени стали настоящими предпринимателями и добились успехов во многих областях: мода, парфюмерия, производство дорожных вещей, бижутерии... Большое значение придавалось аксессуарам, покупка которых открывала доступ к роскоши, почти недоступной до этого времени. Одним из немногих, избежавших этого правила, оказался престижный и самобытный дом Герлен, который использовал исключительно свои образы и профессионализм в парфюмерии, чтобы завоевать любовь толпы.
Тем не менее именно в это время великие имена французских парфюмеров снискали почет и уважение всего мира и стали считаться примером для подражания. Это Диор, Шанель, Сен-Лоран, Герлен, Роша, Пату, Гермес – без них было бы невозможно развитие французской парфюмерии! В это время парфюмерные дома получали эссенции из Грасса – вплоть до наших дней ничего не поменялось! Такие фирмы, как Роша или Пату, владеют собственными полями роз неподалеку от Грасса.
Выращивание цветов в одном и том же биотопе обеспечивает постоянное качество эссенций и, следовательно, стабильность нюансов запаха. Это залог качества таких престижных духов, как Madameот Rochasили Joyот Patou. Фирма Chanelподписала договор с грасскими земледельцами, по которому обязалась каждый год закупать необходимый ей урожай майских роз и жасмина для создания своих ароматов № 5 и Cocoи для своей косметики с запахом майской розы.
Парфюмерия и маркетинг Для профессиональных парфюмеров и людей посвященных город Грасс очень далек от того, чтобы становиться легендой прошлого. Между вымыслом и реальностью нужно найти золотую середину – сотни свидетельств указывают на то, что прошлое тесно переплетено с настоящим. Улочки старого города хранят следы прошлого. Почерневшие стены заводов по дистилляции, мостовая, которая хранит следы стражи, старые резервуары, вкопанные в землю, дымоходы, выходящие на стены и крыши, напоминают нам о тяжелом ремесленном труде. И сейчас старые камни некоторых зданий еще распространяют запах былого. Сегодня великие семейства парфюмеров Грасса, которые из поколения в поколение руководили производством духов, обосновались во всех уголках города. Одни занимаются международной торговлей сырьем, другие инвестируют средства в местный туристический рынок и проводят экскурсии по городу для иностранцев, прибывающих со всего света.
Грасс – настоящая колыбель современной парфюмерии, и сейчас цветочные поля соседствуют с заводами по обработке сырья и производству парфюмерной продукции. В городе, как и прежде, проживает несколько больших и очень деятельных семейств парфюмеров, чье значение все еще значительно в мировой парфюмерной индустрии: семейство Mane, номер один во Франции и девять – в мировой классификации, оборот их бизнеса – более 256 млн евро. Номер два – Robert, у них оборот превышает 207 млн евро, и �Charabotзанимает третье место с оборотом 112 млн евро. Несмотря на противоречивость мнений, Грасс и сегодня представляет половину французского парфюмерного и ароматического производства и занимает 8% от мирового масштаба!
Заключение Какой бы ни была парфюмерия для парфюмеров – предпринимательской или маркетинговой – наши носы вряд ли смогут уловить эту разницу. Одна вещь является неоспоримой: в том или ином виде в парфюмерии всегда есть творчество. Даже если не все композиции можно отнести к исключительным ароматам, великие французские имена, такие как Frederic Male или Serge Lutens, всегда находятся на первых позициях при всем изобилии других новинок. Благодарим Музей почтовых открыток в Антибесе, Maître Parfumeurset Gantiers, Международный музей парфюмерии в Грассе за любезное предоставление иллюстраций для этой статьи.
|